ПОИСК ПО КАТАЛОГУ
рукоделие

Дизайн-проект рождается в школе, или Как желание развиваться в любимом деле помогло осознать понятие «любовь к Родине»

Белорусский язык и литература, трудовое обучение: казалось бы, что может связывать эти школьные дисциплины? Но педагоги, желая развиваться в профессии и заинтересовывать своими предметами школьников, решили объединиться в дизайнерском проекте, который готов выйти на международный уровень.

Назад, к истокам

Ольга Голубева и Людмила Дубовик – учителя средней школы №46 города Витебска. Обе имеют за плечами немало достижений. Ученики преподавателя белорусского языка и литературы Ольги Голубевой участвуют в исследовательских проектах, завоевывая призовые места на школьных научных конференциях. Учитель труда Людмила Дубовик подготовила целый ряд участников республиканских предметных олимпиад, среди них есть и победители заключительного этапа.  

Но этих успехов обеим показалось недостаточно. Так появился новый проект на стыке двух дисциплин – национальный дизайн шоперов (модных теперь полотняных сумок).

– Кто подал идею этой работы, сейчас сказать трудно, – говорит Ольга Голубева. – Для меня было важным глубже познакомить школьников с белорусским наивным искусством (так называется одно из направлений примитивизма XVIII-XXI вв., включающее самодеятельное искусство  и творчество художников-самоучек). В учебнике по белорусскому языку есть текст, посвященный художнице Алене Киш. Я рассказывала детям про ее необычный взгляд на мир, про трагическую судьбу. Но времени, отведенного для изучения наивного искусства, мало.

На уроках труда в 8 классе девочки занимаются не только украшением шоперов, но и сами сумки шьют. Выкройка несложная, главное – аккуратность и стильный дизайн. Сначала ученики Людмилы Дубовик разрисовывали ткань акриловыми красками без особой системы, как кто ощущал. И учительнице, которая по образованию – модельер, хотелось придать дизайну детских работ особое направление.

– Я родилась и выросла в деревне, окончила белорусскую школу. И национальная культура полнится для меня особым смыслом, – рассказывает Людмила Дубовик. – Рушники, которыми оформлен учебный класс, я вышивала сама. Поэтому идея разработать и вместе с детьми создать дизайнерскую серию национальных шоперов в стиле наивного искусства мне показалась очень привлекательной.

Тем более, у учеников школы №46 был опыт участия в городском конкурсе «маляванкі», который проходил несколько лет подряд. С удовольствием представляли работы даже те ребята, которые не занимались живописью: создавать наивное искусство нужно по определенным правилам, но классическая художественная школа для этого не нужна.

Статьи в тему:

Показать всему миру

Стимулом для проекта стал и регулярный конкурс, который в очередной раз объявила столичная гимназия-колледж искусств им. И.О. Ахремчика. Юным витеблянам уже приходилось участвовать в этих творческих состязаниях и даже становиться в них призерами. А новый проект, решили педагоги, должен обязательно «выстрелить».

Прежде чем начать работу, провели анкетирование среди детей. Его результаты стали не самыми приятными. Оказалось, представителей наивного искусства знают очень немногие. Забегая наперед, отметим: тестирование после проекта имело прямо противоположный результат.

Дети активно включились в работу, но конструкция утилитарной вещи с элементами изобразительного искусства стали настоящей головоломкой для педагогов. Хотелось создать что-то необычное и в то же время реальное для использования.

Людмила Дубовик придумала необычную конструкцию. К льняной сумке крепится рамка. На полотне в пространстве, которое она обрамляет, нашиты липучки. В итоге, картины в рамке можно менять в зависимости от погоды, поры года, настроения. Придумала педагог и стилизованных птичек, разукрашенных в наивном стиле. Фигурка может крепиться к любой стороне или ручке сумки.

– Эта работа позволила нам с детьми затронуть очень важные темы, – поясняет Ольга Голубева. – Мы задумались, что же такое любовь к родине. И пришли к выводу, что это – не только слова, но в первую очередь – поступки. Любить родину – это означает также знать ярких представителей своей нации. Например, Алену Киш, Язэпа Драздовича, о которых мы много говорили в рамках проекта. Это и беречь природу, например, использовать многоразовые сумки вместо полиэтиленовых пакетов. Это – понимать и принимать искусство и традиции своей земли.

Безусловно, идея соединить в одном проекте два, казалось бы, несоединяемых элемента обогатила школьников. Но и педагогам она дала немало.

– В первую очередь, это самообразование, – перечисляет Людмила Дубовик. – Признаюсь честно, я сама не очень много знала о представителях наивного искусства. А когда вместе с учениками смотрела фильм «Маляваны рай Алены Кіш», то не могла сдержать слез, по совету коллеги прочла литературу, посвященную нашей художнице.

Обе учительницы уверены: ученикам намного интереснее работать с педагогами, которые сами горят идеями. Им обеим хочется чувствовать отдачу от ребят, пришедших на урок. И они, несмотря на большой опыт в педагогике, готовы с молодежным задором делать все возможное, чтобы в классе было как можно меньше тех, кто смотрит на учителя пустым взглядом и мечтает о звонке.

В этом году работу по созданию национального дизайна шоперов перевели на русский язык, дополнили новым материалом и предложили для участия в международном конкурсе «Молодежь и инноватика». Он пройдет в феврале 2022 года в российском Серпухове.  Учителя мечтают не только познакомить представителей разных стран с белорусским искусством, но и подсмотреть интересные «фишки» у других участников. Ведь в развитии останавливаться нельзя.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *