ПОИСК ПО КАТАЛОГУ
Даниил Шардаков

Смотреть на жизнь под правильным углом, или Как профессиональный «технарь» стал успешным копирайтером

Даниил Шардаков – известнейший белорусский копирайтер, интернет-маркетолог, преподаватель и директор Института бизнес-коммуникаций, автор книги «Копирайтинг с нуля». Даже не верится, что в 2004-м молодой парень выбрал профессию инженера радиоэлектронных систем. Как случилось, что он оказался среди гуманитариев? Беседуем с Даниилом о жизненных перипетиях и копирайтинге как новой профессиональной сфере.

Через нужду и смекалку

– Еще в 2004 году, когда я учился на 1-м курсе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, мы со старшим братом, студентом 4-го курса этого же вуза, создали с нуля интернет-магазин. Тогда мы ничего не знали ни о копирайтинге, ни о маркетинге. Руководствовались прозаичной мотивацией: для учебы необходим мощный компьютер, да и с деньгами туго. Думали, что свой интернет-магазин поможет зарабатывать.

В качестве товара взяли популярную на тот момент ручку с ультрафиолетовой люминесценцией: не оставляет следов, а под светом фонарика чернила начинают светиться. Брат занялся технической и дизайнерской частью проекта, а я, чтобы не скучать, начал писать тексты. Мы не знали, «как надо», – делали все так, как чувствовали.

Через несколько месяцев сайт был готов. Ручки купили, скинувшись со стипендий, – и столкнулись с первой большой проблемой: где взять клиентов? Скудные финансы потрачены, бюджета на рекламу не осталось. Пришлось подключать смекалку и думать, где обитают наши покупатели. Вышли на сайты готовых сочинений и рефератов. Но столкнулись с другой задачей: как бесплатно убедить людей разместить нашу рекламу? В результате, предложили дать ее за процент от продаж. Брат создал на сайте партнерскую программу, а я, пользуясь только интуицией, написал первое коммерческое предложение. Неожиданно наш трюк сработал: на четвертый день после того, как отправили 10-15 предложений, получили сразу три заказа! Коммерческое предложение так зацепило администрацию одного регионального сайта с хорошей посещаемостью, что на нем разместили огромный красивый баннер с нашей рекламой.

Так мы стали продавать свой товар и учиться коммуницировать с клиентами и партнерами. А еще я принялся осваивать новые знания в сфере копирайтинга и PR.

– И весьма успешно. Потому что вскоре стал внештатным журналистом игрового портала.

– Да, это стало новой вехой на моем пути копирайтера. Как и электронный журнал Robonews технической направленности, где я стал главным редактором. Хотя жизнь этого проекта оказалась недолгой, и мы с братом, и команда энтузиастов-помощников тогда многому научились.

Копирайтер

– Знания и навыки вы применили, когда в 2010 году на WordPress запустили два собственных сайта, один из которых действует до сих пор. Его вы называете «не просто инструментом, а чем-то вроде напарника». Неужели свой сайт настолько важен для копирайтера?

– Судите сами. Сайт Shard-copywriting.ru я начинал вести «зеленым» новичком и решил, что буду писать о том, чему учусь. Спустя несколько месяцев сайт начал приводить редких клиентов. А к осени 2011 года я стал уже хорошим копирайтером, дело начало приносить основной доход. Я смог перейти из научно-исследовательской лаборатории, где работал инженером, в крупное белорусское агентство интернет-рекламы и возглавить отдел копирайтинга. Как позже стало понятно, одним из решающих факторов такой перемены был именно мой сайт.

Кстати, в агентстве я понял, что мало знаю о копирайтинге и интернет-рекламе. Но меня окружали специалисты из отделов SEO, юзабилити, контекстной рекламы, маркетинга, продаж, дизайна. Так появилась возможность дальше совершенствовать знания, а со временем и вовсе расстаться с корпоративными стенами и уйти на свои хлеба.

– Сайт стал приносить достаточно заказов?

– Поначалу нет. Поэтому я уходил плавно: передал должность преемнику, а сам остался внештатным консультантом. В зарплате потерял, но вкупе с разовыми заказами от блога можно было держаться на плаву и думать, что делать дальше. В «свободном плавании» я основал лабораторию продающих текстов Shardex. Параллельно стал преподавать интернет-маркетинг в международной IT-академии в Минске. И заметил, что преподавание доставляет мне такое же удовольствие, как и сам копирайтинг. Мои знания несли ценность людям, и это воодушевляло. Объединив преподавание с услугами копирайтинга, я не только получил оптимальный для себя формат работы, но и стал собой сегодняшним.

Буквы общие, а суть иная

– В одной из публикаций вы отметили, что «на все про все ушло 9 лет». Можно ли обучиться копирайтингу за более короткий срок?

– Я никаких курсов и тренингов не проходил, учился на своих ошибках и книгах – этим и обусловлен длительный срок становления. Сейчас информации гораздо больше, чем было в мое время, и знания, полученные мной за 9 лет, можно освоить быстрее. Я считаю, что в копирайтинге системную теоретическую базу реально получить за 1-3 месяца, а вот практические навыки развиваются в течение 1-3 лет.

Здесь как с самолетами: можно сколько угодно читать, как их пилотировать, но без практики толку не будет.

Однако точно сказать, кому сколько надо учиться, невозможно. У каждого человека своя уникальная ситуация и свой набор исходных данных – обстоятельства, среда, окружение, образование, возможности. А значит, и свой путь к профессии.

– Тем более, ни университетов, ни колледжей со специальностью «копирайтер», например, в нашей стране, пока нет…

– Мало того, многие хотят стать копирайтерами, совершенно не понимая, что их ждет. Они представляют, что будут сидеть дома или еще где-нибудь, писать тексты и получать за это деньги. Но копирайтинг – это не «написать статью за деньги»: сама по себе безликая масса тысяч знаков, связанная в слова и предложения, никому не нужна.

Копирайтинг – это решение задач (чаще коммерческих) с помощью текста, причем последний – инструмент, а не самоцель.

И платят копирайтеру деньги именно за решение задач, а не за количество знаков. Значит, надо научиться видеть систему и работать сразу в нескольких областях. Кстати будут знания из психологии, чтобы понимать запросы, ценности людей. Придется решать коммерческие задачи, быть немного маркетологом, уметь анализировать, а потом создавать прототипы – макеты будущих страниц, статей. Понадобится освоить современные технологии и инструменты.

– То есть образование филолога, лингвиста или журналиста – не гарантия того, что человек станет хорошим копирайтером?

Копирайтинг к этим сферам имеет такое же отношение, как брейк-данс к балету: буквы общие, а суть иная. У меня изначально не было ни писательского таланта, ни способностей писать тексты – в этом можно убедиться, оценив первые статьи на моем сайте. Но у меня был интерес к сфере и желание в ней развиваться: этого более чем достаточно, чтобы стать копирайтером. Чем бы вы ни занимались прежде. Важнее знать свои сильные и слабые стороны.

Например, филологи часто слишком цепляются за текст и упускают из виду общую систему в работе копирайтера. Тем, у кого высшее техническое образование, прививается системный подход, но у них другая беда – им проще писать для машин, чем для людей. Тем не менее, грамотная теория и многочасовая регулярная практика помогут стать хорошим специалистом.

Возраст новому не помеха

– Даниил, вы отметили, что сегодня информации по копирайтингу много. А можно ли в таком случае обойтись без обучающих курсов, самостоятельно освоить профессию копирайтера?

– Конечно, при желании все можно. На мой взгляд, даже лучше всего на начальном этапе выжать максимум из бесплатных источников. Платное обучение недешевое, а в 9 из 10 случаев люди приходят в копирайтинг, чтобы поправить материальное положение. Поэтому проще сначала сориентироваться на местности. А когда самостоятельной практики будет не хватать, понадобятся системные знания и обратная связь от преподавателя, чтобы расти дальше, можно и деньги платить.

Но выбирать курсы стоит осторожно. Я знаю многих, кто жалел, что отдал немалые деньги за обучение, как работать на биржах: в результате затраты на учебу не окупились. Тут важно определиться, хотите ли вы много работать и мало получать (тогда пойдете на биржу) – или желаете освоить дорогой копирайтинг, который в корне отличается от дешевого по трудозатратам, отношению и оплате труда.

– В каком возрасте, по-вашему, не поздно менять профессию: может ли, например, пенсионер стать копирайтером?

– У каждого возраста свои преимущества. У пожилых есть мудрость, жизненный опыт и свободное время, у молодых людей – мобильность, готовность к экспериментам, осведомленность в тенденциях. Возраст может накладывать ограничения на какие-то виды работ и определять их ритм, но не мешает постигать новое.

 Например, молодым людям проще основать стартап или попробовать себя в нишевых продажах, а зрелые чаще выбирают ведение своего блога. Одна из читательниц моего сайта всю жизнь проработала агрономом-технологом. На пенсии она через свой блог стала делиться опытом, как выращивать овощи, и продавать отборные семена, которые закупает, используя старые знакомства. А еще консультирует желающих по скайпу.

Как видите, возможности есть у всех и всегда. Главное – посмотреть на них под правильным углом.

– И напоследок, топ-3 полезных книг от Даниила Шардакова для новичков в копирайтинге?

– Джозеф Шугерман «Искусство создания рекламных посланий», Зиг Зиглар «Секреты заключения сделок» и моя книга «Копирайтинг с нуля».

– Спасибо, Даниил, успехов вам!

Светлана ЛОКТЫШ

Фото из архива героя и сайта pixabay

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *