ПОИСК ПО КАТАЛОГУ
ремесленник

Хитросплетения золотой соломки, или Как увлечение стало новой профессией и привело к ремесленничеству

Мастер из Жабинки Ирина Коваль рассказала о нетрадиционном подходе к ремеслу и о том, как заработать на народных промыслах.

О жизненных перипетиях

Так уж сложилась жизнь Ирины Коваль, что ей пришлось оставить профессию психолога и пойти работать педагогом дополнительного образования. С искусством соломоплетения она знакомила детей в Столинском районе, где ранее жила, а затем и в Жабинковском районном центре творчества для детей и молодежи.

Творческой натуре Ирины новая работа пришлась по душе. Так, увлечение стало новой профессией, а потом профессия подтолкнула к ремесленничеству, хотя оно изначально и не рассматривалось как способ заработка. Мастер признается, что даже сегодня ремесленничество для нее по большей части имеет творческую составляющую, так как есть постоянное место работы с гарантированной заработной платой.

– Просто в какой-то момент захотелось не только учить детей древнему народному промыслу, но и самой совершенствоваться. Соломка ведь – уникальный природный материал, изделия из него могут широко применяться не только в быту, – отмечает наша героиня.

О новаторским подходе

Ирина Коваль – член Белорусского Союза мастеров. Она считает, что в состоять в творческом союзе и почетно – налицо факт признания мастерства, и в какой-то мере выгодно. Союз информирует о проводимых в стране фестивалях и ярмарках, предоставляет привилегии: немного дешевле места в гостиницах, бесплатно – площадки для торговли. Проводятся также курсы, мастер-классы. Ремесленников приглашают участвовать в международных проектах.

– Поскольку ты все же работаешь на себя, то сам определяешь и стратегию своего развития: то ли ты делаешь простые дешевые изделия, то ли замахиваешься на нечто уникальное, грандиозное, – делится опытом Ирина. – К тому же в запасе у тебя всегда есть вещи, которые не продаются, чисто выставочные. И, разумеется, любимые: в них вложена душа, много труда, прощаться с такими вещами мастерам не хочется.

ремесленники

А душа и руки Ирины Коваль говорят с соломкой на особом языке – не только творческом, но и новаторском. Ирина является родоначальницей нового направления в соломоплетении. Она и ее юные помощники из районного центра творчества для детей и молодежи создали коллекции, где солома заняла достойное место в одежде. Кроме того, как многогранный мастер, она делает оригинальные соломенные елочные игрушки, пасхальные «вербы», танцующих «пауков», различные предметы интерьера и гардероба.

О продвижении и конкуренции

Более 5 лет Ирина Коваль имеет статус ремесленника. Участвовала во многих фестивалях и ярмарках – от районных до международных. Однако, отмечает мастер, никогда не знаешь, где тебя ждет удача, а где – покупательское равнодушие. И даже многолетний опыт и новаторский подход не обеспечивает мастеру финансовую стабильность: чтобы ремесленничество приносило доход, необходимы и другие составляющие.

–  Во-первых, надо постоянно продвигать продукцию в интернете. Во-вторых, серьезную роль играет уровень мастерства: покупателя, избалованного изделиями ручной работы, средний уровень их исполнения вряд ли заинтересует, – перечисляет слагаемые успешных продаж мастер. – В-третьих, необходимо предлагать что-то уникальное, чтобы выдержать высокую конкуренцию.

В Беларуси много талантливых ремесленников, которые производят, безусловно, прекрасные вещи. И предложения изделий ручной работы явно превышают спрос. Между тем, белорусский покупатель не богат, да и активный интерес к тому, что делают ремесленники, по убеждению Ирины, проснулся всего несколько лет назад.

соломоплетение

О продажах

– Не успели мы развернуться, почувствовать покупательский интерес, как основательную подножку подставила пандемия коронавируса. Она лишила нас возможности проводить массовые праздники, ярмарки и фестивали – основные мероприятия, на которых мастера напрямую общаются с поклонниками и покупателями, проводят рекламные кампании, – рассуждает собеседница.

Еще один отрицательный для продаж фактор – закрытие границ. Изделия белорусских ремесленников, в том числе вещи из соломки Ирины Коваль, пользовались спросом в Польше и в странах Балтии. Однако в этом году из-за пандемии ремесленники по большей части были лишены возможности представить товар зарубежному покупателю.

Влияет на реализацию изделий и сезонность. Скажем, соломенные шляпы, какими бы восхитительными они ни были, все же лучше продаются летом, нежели осенью или зимой. Правда, Ирина всегда говорит себе, что ее покупатель к ней обязательно придет. Мастер убеждена, что никакие кризисные явления не способны поставить заслон творчеству.

О коллекциях одежды

– Все привыкли, что соломка – это плетеные хлебницы, инкрустированные шкатулки да вязаные пауки, – отмечает Ирина. – Мы с ребятами решили переломить сознание людей и создали коллекцию одежды «Золото солнца», украшенную необычной зубаткой – соломенной. Да-да, именно в одежде мы использовали соломку.

Многие с недоверием отнеслись к идее Ирины и ее воспитанников, дескать, соломе в одежде не место. Но оказалось, что  соломке место везде.

Впервые аутентичный ансамбль одежды увидели участники областного фестиваля фольклорного искусства «Радавод» в 2017 году, где работа заняла второе место. Затем на республиканском фестивале «Здравствуй, мир» новинка заняла третье место.

ремесленник

Вторую коллекцию, «Жабінка квітнеючая», тоже встретили на ура. Правда, родившись в феврале этого года, коллекция не имела возможности вдоволь поездить по смотрам, фестивалям и конкурсам. Однако о популярности говорит тот факт, что у районного центра творчества детей и молодежи костюм часто берут для выступлений на школьных или районных праздниках. И если найдутся заказчики, Ирина с детьми повторят свой шедевр.

Временные трудности не останавливают талантливого мастера. Ирина верит, что лучшие времена для ремесленничества еще наступят. И, воруя время у сна, мастер делает свои необычные соломенные изделия, которые, верит, обязательно найдут новых хозяев и подарят им частицу своего тепла.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из архива героини материала

Полезно прочесть:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *