ПОИСК ПО КАТАЛОГУ
учитель

Каждый урок – небольшое открытие: как педагог использует эвристическое обучение и учит этому коллег

Учитель музыки Гродненской городской гимназии Светлана Адамчук широко использует на занятиях методы эвристического обучения. Более того, как учитель-методист обучает этому коллег из своего и других учреждений.

Что общего между пилой, баяном и фантиком

– Эвристическим обучением заинтересовалась около 6 лет назад, когда вгимназию пригласили писателей Андрея Жвалевского и Евгению Пастернак. Перед встречей прочла книгу «Я хочу в школу!». В ней рассказывается о школе, где нет классов и привычных уроков. Ребята разного возраста объединены в группы, которые занимаются поиском ответов на поставленные учителем вопросы и, отыскав возможные решения, сравнивают с мировыми аналогами – тем, что есть на самом деле, – рассказывает Светлана Адамчук.  – Это и есть эвристическое обучение: не давать детям готовые ответы, а побуждать самим их искать. Так развивается творческое мышление и воображение, гораздо лучше запоминается материал.

Например, когда Светлана Адамчук знакомит первоклассников с музыкальными звуками, она предлагает ребятам взглянуть на картинки, где нарисованы чайник, будильник, пила, скрипка, фантики, баян. Спрашивает: что из предложенного можно использовать на уроке музыки? Чаще всего дети отвечают, что скрипку и баян, потому что это музыкальные инструменты. Учитель хвалит их за правильный ответ и просит зачеркнуть ненужные вещи в таблице.

– А потом мы сравниваем то, к чему они самостоятельно пришли, с мировыми аналогами. Дети узнают, что и на пиле можно играть (ее как музыкальный инструмент используют оркестры), что даже у обычных фантиков есть свой звук, –  продолжает рассказ педагог. – У ребят на партах лежат листы бумаги, и мы начинаем на этих листочках «играть»: рвем, мнем, стучим, показывая дождик. И ученики видят, что многие предметы, которые мы привыкли использовать определенным образом, если включить фантазию, можно применить совершенно по-другому.

В 4-м классе, когда ребята знакомятся с белорусской музыкой и таким инструментом, как цимбалы, Светлана Адамчук дает послушать известную композицию в исполнении рок-группы, симфонического оркестра и, в завершение, цимбал. Предлагает ребятам сравнить звучание кавер-версий одного и того же хита. Мальчики и девочки отмечают, что цимбалы наделяют песни мягкостью, особой лиричностью и нежностью. И постепенно приходят к тому, почему это один из национальных белорусских инструментов: цимбалы во многом отвечают нашему характеру и менталитету.

–  Когда урок посвящен зарубежным классикам, обычно не рассказываю ничего о композиторе, а показывают его портрет и предлагаю порассуждать, какой это был человек, что ему пришлось испытать. Когда ученики сами прочувствуют личность, для них, например, пятая симфония Бетховена – это не открытие: ребята уже знают, что музыка должна быть такой – сильной, энергичной, напористой, – замечает Светлана Адамчук. – Большее открытие для них, что Бетховен мог написать «Лунную сонату». Но ведь всегда есть другая сторона медали.

учитель

В тему

Курс “Как мы становимся профессионалами?

Самое сложное – перестроить себя

Светлана Адамчук – человек, по-настоящему влюбленный в музыку. Причем этой любви уже не один десяток лет.  На улице, где жила семья героини, находилось музыкальное училище, и маленькая Света любила слушать мелодии, которые лились из его окон. Девочка мечтала стать артисткой и давать концерты.

Мама, увидев музыкальные способности дочери, отдала ее в музыкальную студию, где Светлана училась до 9 класса. После школы девушка, долго не раздумывая, поступила на музыкальное отделение в Гродненское педагогическое училище (сегодня – Гродненский гуманитарный колледж).

– Когда пришла работать в гимназию (тогда еще школу-лицей №1), меня встретил хороший коллектив, сильнейшие педагоги, на которых старалась равняться. Родители приучили: если что-то делаешь, нужно делать это хорошо. И мне всегда стыдно быть хуже других или идти за кем-то. Всегда только с лидерами на «передовой»! – говорит Светлана Адамчук. – Трижды участвовала в конкурсе «Учитель года». Первый раз не прошла отбор, потому что не хватило зрелости и опыта, второй раз, в 2010 году, прошла на областной этап, а в прошлом году стала победителем финального конкурса в номинации «Музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка».

Светлана Адамчук

Наша героиня прекрасно поет, владеет баяном, аккордеоном и фортепиано. А недавно сама освоила укулеле (четырехструнную миниатюрную гитару) и мечтает научиться играть на скрипке. Работая над собой, педагог тоже использует эвристические методы обучения. Более того, как учитель-методист, обучает этому других, читает лекции в Гродненском областном институте развития образования, проводит вебинары, семинары, мастер-классы, в том числе и в гуманитарном колледже, где сама когда-то училась. Когда в 2020 году в гимназии открылся ресурсный центр музыкальной направленности, Светлана Адамчук стала его руководителем.

– Самым сложным в том, чтобы постоянно использовать методы эвристического обучения, было перестроить себя. Одно дело, когда ты готовишь материал и передаешь его детям. И совсем другое – когда выстраиваешь урок так, чтобы они сами выдавали ответы. Иногда занятие проходит совсем не так, как планировалось изначально, – объясняет Светлана Адамчук. – Российский педагог Андрей Хуторский, на работы которого я опиралась, изучая эвристическое обучение, справедливо отмечал, что учитель должен быть неординарной личностью, многие вещи знать и уметь, чтобы скорректировать работу детей в зависимости от их ответов и вопросов.

Светлана Адамчук полностью соответствует этому определению. Спустя 27 лет работы она не идет «по накатанной» и открыта новому. Конечно, такой подход требует немало сил и иногда, признается собеседница, бывает непросто. Учитель выкладывается на уроках, отдает свою энергию детям и не всегда получает отдачу. Кроме того, случаются разногласия с некоторыми родителями, которые излишне опекают детей и в любой ситуации, не разбираясь, занимают их сторону. Но Светлана Адамчук горячо любит то, чем занимается, и видит себя только в этой профессии. В прошлом году педагог награждена нагрудным знаком Министерства образования «Выдатнiк адукацыi» и удостоена Благодарности Президента.

Елена КАЯЧ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *