ПОИСК ПО КАТАЛОГУ

Кто такой ментор и для чего он нужен

Менторингу, или наставничеству, уже несколько тысяч лет, и это до сих пор эффективный инструмент для профессионального развития и продвижения.

Когда и зачем появился ментор?

Впервые словом «ментор» был назван персонаж эпической поэмы Гомера «Одиссея». Когда Одиссей, царь острова Итака, участвовал в Троянской войне, заботу о своем царстве и о сыне он доверил Ментору.

Слово «ментор» означает «наставник». Это профессионал, источник знаний и навыков. Некоторые словари определяет ментора как «надежного консультанта или гида». Другие источники расширяют это определение, называя таковым вдохновителя, помощника в карьере, в конкретных рабочих проектах или общих жизненных советах по доброте своего сердца.   

Часто ментора путают с коучем. Но наставничество менее формально и менее структурировано. Оно более гибкое, его цели и задачи, как правило, менее измеримы и носят более общий характер. Ментор действует как советник для менее опытных или менее продвинутых подопечных, предоставляя свой опыт, навыки и профессиональные знания.

Так, наставник может предложить ценные профессиональные советы, например, о том, как продвинуться по карьерной лестнице, как улучшить свое резюме, пройти собеседование и о многом другом; может ответить на вопросы о своей сфере деятельности, побудить подопечных критически отнестись к карьере, помочь обдумать их долгосрочное развитие. Ментор способен вдохновить и поддержать, а также защитить интересы своих подопечных. Для достижения их личных карьерных целей ментор способен наладить связь между ними и лидерами отрасли.

Таким образом, ментор на практике передает навыки лидерства, помогает развиваться молодым и/или менее опытным людям в своей отрасли. Наставничество дает возможность установить контакт со следующим поколением лидеров и помочь младшим коллегам строить свою карьеру.

Как найти своего наставника?

Существует множество моделей наставничества. Однако общее представление о трех типах поможет решить, какой наставник лучше всего подходит для вас. Рассмотрим три типа наставников:

  • Наставники-сверстники – это коллеги, которые могут дать совет. Например, когда вы начинаете работу в новой компании, коллега-наставник знакомит вас с определенными навыками, культурой работы и отношений на новом месте. Наставники-сверстники помогают как во время официальных встреч, так и в неформальной обстановке, такой, как перерыв на кофе.
  • Карьерные наставники занимают более высокое положение, чем их подопечные, и помогают понять, в чем те могут развиваться в настоящее время. Карьерные наставники могут руководить подопечными, а могут работать и в другом отделе компании. Такие наставники, как правило, реже общаются с подопечными, чем коллеги-наставники.
  • Наставник жизни (Life Mentor), как правило, находятся на более высоких карьерных должностях в вашей или другой компании. Они могут дать совет при принятии сложных карьерных решений, например, помочь решить, стоит ли оставить работу или сменить карьеру, найти новую работу. Они также могут быть ценным источником конфиденциальной и объективной информации.

Все отношения наставника и подопечного индивидуальны, и потребности в таком общении могут меняться на протяжении всей карьеры. Но всегда при выборе ментора важно обращать внимание на такие моменты:

  • Совместимость. Хотя для более тесного знакомства требуется время, нужно искать человека, у которого не только есть профессиональный опыт для консультаций, но он также разделяет ваши основные ценности.
  • Разнообразные перспективы. У наставника отличный от вашего опыт, и он может сыграть важную роль, предлагая новую точку зрения. Будьте открыты для работы. Такие наставники могут помочь взглянуть на свою карьеру с иной точки зрения.
  • Доверие. Вы должны быть готовы доверить своему ментору конфиденциальную информацию. Для установления такого уровня общения может потребоваться время, но хотя бы поищите человека, с которым можно общаться на правах взаимного уважения.
  • Мудрость и опыт. Ваш наставник не обязательно должен быть главным в своей области, чтобы направлять вас. Ищите того, у кого есть определенный опыт и навыки. Должность или количество лет в отрасли менее актуальны, чем мудрость и знания.

Тем не менее, при работе с подопечным следует помнить о качествах хорошего наставника, которые помогут сделать опыт общения положительным для обоих.

  • Хороший ментор объясняет свою роль, рассказывает, что может предложить, какую помощь оказать. Договаривается о том, как часто вы будете встречаться, о предпочтительном способе общения и других нюансах. Четко заявляет о своей доступности и проводит соответствующие границы.
  • Внимательно выслушивает подопечного, уточняет его потребности и цели, задает дополнительные вопросы, чтобы точно уяснить, чего ждет подопечный.
  • Неоценимая форма поддержки от ментора подопечному – связать его с возможностями и коллегами, помочь создать свою профессиональную сеть.
  • Хороший ментор интересуется прошлым подопечного, его стремлениями, узнает о том, как он проводит время. Знакомство как с личностью – отличная возможность выстроить дальнейшее общение и давать индивидуальные советы.

В Беларуси в рамках Всемирной недели предпринимательства с 2012 г. вручается престижнейшая награда бизнес-сообщества «Ментор года».  Ее получает человек, разработавший и распространивший среди людей собственный рецепт достижения успеха. Среди кандидатов – успешные бизнесмены и топ-менеджеры белорусских компаний, оказывающие поддержку молодым и талантливым людям в воплощении их идей, делающие жизнь общества лучше, приносящие пользу белорусской и мировой экономике.

Как быть хорошим подопечным?

Отношения между наставником и подопечным различаются в зависимости от людей, их целей и ожиданий. Однако есть несколько способов получить максимальную отдачу от наставничества:

  • занимайтесь и проявляйте интерес, в том числе к своему наставнику. Расспросите его о карьере, о том, как он стал тем, кем он есть. Вам не нужно принимать все его предложения, но обязательно внимательно обдумайте сказанное им;
  • следуйте советам и применяйте их, будьте открыты для наблюдений наставника, принимайте как его положительные отзывы, так и конструктивную критику. Получение честной обратной связи от профессионала чрезвычайно полезно и помогает определить свои сильные стороны, сосредоточиться на областях, которые следует улучшить;
  • решением последовать совету своего наставника вы покажете, что цените ваши отношения, серьезно относитесь к своей карьере и профессиональному развитию. Это может сделать наставника более заинтересованным в руководстве вами;
  • с уважением относитесь ко времени своего наставника. Не обращайтесь к нему чаще, чем необходимо, приходите на встречи с конкретными вопросами и темами для разговора. И не забудьте выразить уважение своему наставнику, поблагодарить его за потраченное время.

Сергей КИРИК

Фото с сайта pixabay

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *