ПОИСК ПО КАТАЛОГУ

На пути к мечте стать журналистом, или Как я работала менеджером по туризму

С детства я мечтала стать писателем, но у судьбы, видимо, был иной расклад. В этом материале расскажу, как работала в туристической фирме и как удалось совместить свои желания с жизненной необходимостью. А специалист прокомментирует ошибки, которые допускают новички в сфере туризма.

Журналист или туроператор?

В 10 лет знала, что моя профессия так или иначе будет связана с написанием текстов. В 14 грезила о голубом экране: хотела вести телепередачу наподобие «Слабое звено» или «Один против всех». Мне нравилось смотреть интеллектуальные программы, в том числе «Умники и умницы». Несмотря на то, что в школе я училась почти на отлично, после ее окончания смогла поступить только на платное отделение. Зато в один из самых престижных вузов страны – БГУ, факультет журналистики.

Родители хотели, чтобы дочь выбрала специальность попроще. И даже когда я уже училась на журналиста, дома неоднократно звучали фразы от мамы и бабушки: лучше бы выбрала другую специальность. Аргументом была высокая стоимость обучения.

На первом курсе некоторое время я жила в общежитии, на втором – меня, как студентку платного отделения, этой привилегии лишили (не хватало мест). Съемное жилье в столице стоило примерно столько, сколько зарабатывают в районе (сама я родом из Жлобина). Вышло, что я не рассчитала возможностей – своих и родителей.

Уже на первом курсе я старалась подрабатывать: устроилась внештатным журналистом на столичный портал, писала обзоры и рекламные материалы. Но этих денег хватало только на то, чтобы купить косметику или основные продукты питания. На второй год стало еще сложнее, и я решила сменить место учебы: не хотелось финансово обременять родителей, да и учиться в такой атмосфере было трудно.

Мама одобрила специальность менеджера по туризму, а бабушка – учителя. Я решила учиться на заочном отделении в Минском колледже предпринимательства на турагента-экскурсовода: эта сфера мне была интересна. В то же время устроилась работать продавцом в цветочный магазин. В детстве у бабушки я отвечала за палисадник, и мне по душе было работать с цветами, я быстро обучилась делать букеты.

Но душа тянулась в другую сторону, хотелось развиваться в журналистике. Я отправила портфолио в различные издательства, и меня пригласили на работу копирайтером в информационное агентство. Затем я сотрудничала с «Комсомольской правдой», писала для медицинского портала, рассказывала о сантехнике, сельском хозяйстве и о многом другом.

Первая практика в сфере туризма

Опыт ценен на любой работе. В одном из объявлений я нашла вакансию промоутера на туристической выставке. Нужно было у людей, которые приходили на мероприятие, собирать информацию о том, куда бы они хотели отправиться отдыхать. Потенциальные клиенты заполняли анкету, где указывали свои данные, вид отдыха, который предпочитали, страну, приблизительную стоимость тура и другие моменты.  

Сейчас я уже понимаю, для чего это было нужно: компания собирала «теплую» аудиторию, которой проще продавать туры. Так создавалась база клиентов, с которой потом и работали.

Мне удалось собрать много анкет, и руководители турфирмы пригласили меня работать менеджером. Им нужен был человек, который так или иначе связан с туризмом, – а я училась на турагента.

Когда я вышла в офис, директор дал мне анкеты, показал, как на сайтах туроператоров подбирать туры. Рассказал, что содного тура в 1000 долларов в среднем менеджер может заработать 20 долларов.

Туроператор формирует туры, а турфирмы реализуют их и зарабатывают на комиссии.

В сезон, с мая по сентябрь, мои знакомые менеджеры по туризму получали тройной оклад и дополнительные бонусы. Зимой, особенно в феврале, как правило, была «голодная пора». В среднем за год у менеджеров по туризму выходила такая же заработная плата, как у многих других специалистов. Выше был заработок только у директора компании, но и затрат у него было немало.

Турфирмы заключают договоры с разными туроператорами. Кто-то реализует направления по Европе, кто-то – по Азии, а кто-то специализируются на конкретных странах или даже одной стране. Бывают туры авиа, автобусные и другие. Руководитель мог заходить в личный кабинет системы и просматривать, какие туры есть у туроператора. Чем больше туров компания продала, тем больше предложений она могла видеть и тем выше была ее комиссия за реализацию «продукта».

При подборе тура на сайте вводились данные, прописанные в анкете: что-то на русском, что-то – на английском языке. В тур мог входить трансфер, проживание в отеле, перелет, питание и даже экскурсии.

«Прежде, чем бронировать тур, заключаете договор с клиентом и берете предоплату в размере 30% от стоимости тура», – внушил мне первое правило директор. Именно такую сумму мог удержать туроператор, если после бронирования тура клиент отказывался от путевки. И турфирма несла потери. Поэтому такое условие предусматривалось в договоре с клиентом.

Для того, чтобы менеджер хорошо знал то или иное направление, компания могла отправить его в рекламный тур. Человек едет, допустим, в Италию, изучает плюсы и минусы отелей, ездит на экскурсии, популярные курорты в этой стране. Тогда ему проще рассказывать клиентам, куда лучше отправиться отдыхать. Такой тур частично оплачивала компания или со скидкой приобретал сам менеджер – в разных компаниях условия отличались.  

Я приступила к работе. Но когда начала обрабатывать анкеты с выставки, оказалось, что большинство людей уже купили путевки. Так не на руку сыграл фактор времени.

Один день «просрочки» в туризме может обернуться потерей десятков клиентов.

Кроме того, мне не хватало опыта и знаний. В результате, за месяц общения с клиентами из базы компании удалось привести в офис троих. И я продала всего один тур – отправила в Италию семью из трех человек. Они не были клиентами из базы компании. Просто мимо офиса шел человек, мы разговорились, и я рассказала, что у меня не получается продавать туры. Он меня пожалел, поддержал, сказав, что все обязательно получится. Благодаря ему, я заработала за первый проданный тур 100 долларов.

Но с таким заработком не оплатишь съемное жилье и учебу. И я нашла другую работу.

Идти по своему пути

Спустя год я снова попала в сферу туризма. Директор одной из туристических компаний заинтересовался моим резюме и предложил в будущем писать обзоры о странах для их портала. А для начала пригласил поработать курьером: надо было отвозить документы и деньги туроператорам и забирать обратно.

Суммы, которые я держала в руках, были огромными, что несло беспокойства. В случае неприятности выплатить их было бы нереально, даже кредит такой не удалось бы взять из-за низкого уровня дохода. Но у меня оказалось преимущество: я уже знала из опыта, как работает тот или иной туроператор.

Позже я сама стала туроператором. Мне снова объяснили, как подбирать туры, общаться с клиентами. Этому же нас учили и в колледже. Но чего мне не хватало для работы, так это усидчивости и опыта. А еще – соскучилась «по перу», хотелось писать.

И я придумала, как исправить ситуацию: предложила директору сделать туристический блог на сайте компании и, как он раньше и предлагал, писать обзоры о странах. «Так я изучу направления и смогу нормально продавать», – аргументировала свою просьбу.

 Директор долго не соглашался со мной, но все же мне удалось реализовать свою идею. Я разработала концепцию туристического блога: какой контент будет размещаться, как будем продвигать услуги турфирмы, каких медийных персон можем привлекать…

Статьи из нашего блога перепечатывали крупные туристические порталы, один из них был «Холидей.бай».  Но все на этом и закончилось: через три года я не знала, куда дальше расти в этой компании, да и с профессией менеджера у меня не срослось.

И я перешла работать в крупное СМИ, в отдел туризма и светской хроники. Так в теме туризма я «прожила» еще три года. Потом я перешла в другое издательство, с более высокой зарплатой. Писала про звезд и на более серьезные темы.  И поняла: туризм – единственное направление, о чем мне не надоедает писать. И еще: писать – в этом и есть мое предназначение.

Я уже работала журналистом в крупном СМИ, когда во второй раз поступила на факультет журналистики БГУ, правда, на заочное отделение. Уже сама принимала решения – по сердцу, а не по уму родителей. Сама же и оплачивала свое обучение: с помощью кредитов, подработок, курсовых однокурсникам.

Мне давно не приходится просить денег у родителей, наоборот, могу сама помочь им финансово. И только когда мой доход стал выше дохода родителей, они одобрили мой выбор профессии. А мама поняла, что выбирать более легкий путь в поиске «своей» профессии – неправильно. Только работа по душе способна приносить и хороший заработок, и удовольствие от жизни.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Елена БОНДАРЬ, директор туристической компании Belarus_Go:

– Я работаю в туризме более 20 лет. За это время прошла путь от рядового менеджера до руководителя туристической компании. В моем туристическом багаже и внутренний, и въездной и выездной туризм, автобусные и авиатуры, корпоративные мероприятия и школьные экскурсии.

Около пяти лет у меня своя компания по оказанию туристических услуг. В основном, принимаю в Беларуси иностранных туристов: показываю и рассказываю гостям о нашей удивительной стране, ее интересных местах и достопримечательностях, о том, где можно вкусно покушать. 

Со многими туристами у меня сложились теплые, дружеские отношения. Часто срабатывает «сарафанное» радио, потому что наша профессия основывается на доверии. Считаю, что в туризме сможет работать только человек, который любит других людей и готов видеть перед собой не просто клиента, а прежде всего человека, с его потребностями и, порой, проблемами.

Для будущих работников туризма отмечу: профессия турагента – это постоянное общение, причем не всегда только в рабочее время. И это не только знание своей профессии, но и постоянное развитие в ней. Это также грамотность, эрудиция, культура общения, умение вести беседу и слушать.

Ошибки, с которыми сталкиваются «новички», – это искаженное представление о профессии менеджера по туризму. Многие думают, что они придут в турфирму и сразу начнут зарабатывать большие деньги, ездить по странам, отдыхать и выкладывать красивые фото в Инстаграм. Но это не так. Прежде, чем достичь такого результата, нужно многому обучиться. Нужна усидчивость, желание работать именно в сфере туризма. Чтобы достичь хорошего уровня в продажах, надо понять специфику различных направлений. И все время продавать.

Человек должен быть готов первое время получать «голый» оклад или успешно завершать всего 1-2 сделки в месяц.

Порой турист может так долго выбирать тур, что менеджеру кажется: проще потерять клиента, нежели продать ему путевку и получить прибыль. Потому важно терпение, умение сохранить хорошие отношения. Тогда со временем начнет работать и «сарафанное радио».

Приветствуется также знание иностранных языков. В некоторых туристических компаниях не приглашают даже на собеседование, если человек не знает английского. Поэтому тем, кто мечтает связать жизнь с туризмом, советую пойти на курсы английского языка или иначе подтянуть свой уровень. Обязательны также хотя бы начальные навыки smm-менеджмента и копирайтинга.

Дарья ШЕВЦОВА

Фото: с сайта pixabay, из личного архива автора и Елены Бондарь

1 комментарий к “На пути к мечте стать журналистом, или Как я работала менеджером по туризму

  1. Очень был рад прочитать эту статью. Спасибо Елене Бондарь! 👍

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *