ПОИСК ПО КАТАЛОГУ

От «хакни» до «такси», или О профессии с богатой историей

Не каждый водитель, проработавший таксистом несколько десятилетий, может сказать, когда именно возникла эта профессия. А таксисты работали задолго до того, как появились первые автомобили.

Как все начиналось

Если считать такси наемным транспортных средством, то первые его предшественники появились в Лондоне: в 1634 году владельцы экипажей объединились, чтобы заниматься извозом. Так был создан первый «таксопарк». Экипажи называли «хакни» (hackneys). По одной версии такое название носили лошади средних размеров, по другой – слово произошло от деревушки Хакни, расположенной недалеко от Лондона.

Первую стоянку такси и четырех первых «таксистов» организовал капитан Джон Бейли. Он же установил строгие правила относительно платы за проезд. Бейли также ввел кодекс поведения для своих сотрудников и униформу – чтобы его экипажи выделялись среди прочих.

Идею Бейли быстро подхватили другие владельцы экипажей. А в середине XVII века британский парламент принял закон, регулирующий правила работы наемных карет в городе. Отныне для извоза нужно было приобрести специальную лицензию.

Популярность конной повозки сохранялась в течение следующих 200 лет. А самое большое изменение произошло в 1823 году, когда из Франции привезли более быстрый и удобный двухместный двухколесный экипаж – кабриолет. Англичане быстро укоротили это название, он стал известен как «кэб», а извозчиков стали называться «кэбмэнами», как их называют в Британии и сегодня.

Когда появились первые автомобили-такси

Само слово «такси» происходит от французского «Taximètre» (счетчик цены), которое прижилось в Европе. Поэтому французы приписывают себе появление первых такси. Они утверждают, что предприимчивый житель города Мо по фамилии Соваж организовал на одном из постоялых дворов парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением покровителя тех мест – святого Фиакра, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами».

Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось. И в 1896 году вместо лошадей стали использовать автомобиль с бензиновым двигателем. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.

В конце XIX века история такси приняла новый оборот. На улицах Лондона появились первые моторизованные кэбы. Кроме того, чтобы доказать, что англичане уже думают о будущем, первыми образцами, появившимися на улицах, были «кэбы» с нулевым уровнем выбросов, работающие на электричестве. Их называли «такси Берси» в честь дизайнера этого электромобиля Уолтера Берси из компании London Electrical Cab. К сожалению те электрокары оказались слишком футуристическими. Они были дороги в эксплуатации, и таксисты вскоре потеряли к ним интерес, а к 1900 году «такси Берси» полностью вышли из эксплуатации.

В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси, но французское слово у англичан не прижилось.

Для такси нужны были специальные автомобили

Увидев необходимость нового вида транспорта, производители решили наладить выпуск специальных машин для такси. Здесь французы опередили англичан: компания Renault первой выпустила автомобили именно для такси, которые отличались цветом, чтобы выделяться в общем потоке машин, и конструкцией кузова.

Те первые «Рено» походили на фиакры, пассажиры сидели в закрытой части, а водитель находился передней части, где не было даже крыши.  Он был открыт дождю и ветру, поэтому униформой таксистов стал длинный кожаный плащ, фуражка и защитные очки. Чуть позже машины стали делать полностью закрытыми, а в кабине установили подвижную стеклянную перегородку, отделявшую водителя от пассажирского салона.

А тем временем в Англии в 1906 году Управление общественного транспорта ввело условия пригодности для всех моторных такси. Среди многих требований был радиус поворота 25 футов (7,62 метра): таким был точный внешний диаметр кольцевой развязки перед знаменитым лондонским отелем «Савой». Такое правило, наряду со многими другими, позволяло убрать менее подходящие машины и гарантировало, что в движении могут участвовать только самые безопасные и маневренные авто.

Когда такси появилось в Беларуси

Первое такси появилось в Минске в начале 20-го века. Газеты отметили дебютный выезд шестиместного «Мерседеса» 20 августа 1906 года, за его рулем был минский таксист Иван Федоров. У него было разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Но в газетной заметке было написано: «… На улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (район улицы К.Маркса между Красноармейской и Я.Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую, и один из них погиб.

Трагическое происшествие привело к тому, что городские власти решили «навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах». Запрет продолжался до 1913 года, когда в Минске появилось два такси – «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович.

В те годы быть профессиональным таксистом было весьма престижно. Но за столетие профессия пережила свой романтический период, стала повседневной. И все же с уверенностью можно сказать, что таксисты будут нужны еще не одно десятилетие.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *