ПОИСК ПО КАТАЛОГУ

Право на права, или Как сдать экзамен в ГАИ с первой попытки

В Минске лишь каждый четвертый курсант автошколы получает права с первой попытки. С чем это связано? Неужели освоить навыки вождения так сложно? Мы поговорили об этом с заместителем председателя – начальником учебного отдела ДОСААФ Московского района столицы Сергеем ГРЕЦКИМ.

Прежде чем отправиться на экзамен в ГАИ, сегодня курсанты автошкол проходят единую программу подготовки водителей категории «В», утвержденную документами Минтранса Республики Беларусь. На освоение теоретической части белорусское законодательство отводит 170 часов, практической – 50 часов. Достаточно ли этого времени?

Сергей Грецкий

– Для того, чтобы успешно сдать экзамен в ГАИ и получить разрешение на вождение автомобиля, этих часов вполне достаточно. Если же говорить о мастерстве, то оно приходит с опытом. Мы своим курсантам всегда говорим: закончили автошколу – покупайте машину. Чтобы на дорогах чувствовать себя уверенно, нужно ездить постоянно.

По статистике, около 80% курсантов столичных автошкол не сдают экзамен в ГАИ с первой попытки. В чем причина столь низкого процента успешной сдачи экзамена? В ГАИ, к примеру, уверены, что это результат безответственности руководства автошкол.

– Доля правды в этом утверждении есть. Школ, которые готовят будущих водителей, в Минске сейчас много, но далеко не все работают добросовестно. Мы же практикуем индивидуальный подход обучения и каждого своего курсанта доводим до получения водительского удостоверения.

– То есть все, кто занимается у вас, всегда сдают экзамен с первого раза?

– Нет, конечно. Не все и не всегда. Успех на экзамене зависит не только от мастерства преподавателя, но и от психологического настроя экзаменуемого, его мышления и личных способностей смоделировать и применить правильную стратегию поведения в экстренных ситуациях. Бывает так, что человек отлично освоил теорию и технику вождения, без проблем сдал внутренний экзамен, а рядом с сотрудником ГАИ растерялся.

На мой взгляд, чтобы сдать экзамен в ГАИ с первого раза, надо больше думать о дороге, о том, что ты будешь делать за рулем, а не о том, сдашь или не сдашь экзамен. То же касается и теории. Важно отбросить все мысли и сконцентрироваться на самом процессе – тогда все получится. Теоретическую часть, кстати, курсанты всегда сдают лучше, чем практическую. В нашей школе с первой попытки зачет по теории получают 95-96% учащихся.

– Какие ошибки чаще всего совершают во время экзамена?

На автодроме курсанты зачастую путают «право» и «лево», при этом в жизни за собой они подобного не замечают. Возникают проблемы и при работе со сцеплением, когда машина глохнет. Также бывает, что автомобиль касается элементов, или ограждений, которыми схематично создается пространство.

На экзамене в городе новички чаще всего совершают ошибки во время перестроения на перекрестках и при развороте в ограниченном пространстве, забывают включать и выключать поворотники, нарушают линии разметки и не выполняют команды инструктора.

Каждая из этих ошибок, скорее, результат волнения, чем неумения.

– Это точно, волнение играет не последнюю роль! Но с ним справиться проще, когда человек уверен в своих знаниях. Может, есть лайфхаки, которые помогают быстрее освоить премудрости вождения?

– Успех зависит от увлеченности. В нашей школе после каждого занятия принято разбирать допущенные курсантами ошибки. Инструкторы просят запоминать их и анализировать вне автошколы. А также советуют во время передвижения по городу постоянно наблюдать за участниками движения. К примеру, как ведут себя за рулем водители такси, автобусов, обращать внимание на знаки и так далее. Кроме того, если в семье есть автомобиль, на пустых дорогах можно потренироваться трогаться или работать со сцеплением. Практики никогда не бывает много! При полном погружении в тему в перспективе водитель станет вести себя «на автомате».

– А кого легче обучать: мужчин или женщин, молодых или возрастных курсантов?

– На мой взгляд, по своей природе мужчины больше предрасположены управлять автомобилем. И они обычно приходят уже более подготовленными. Но женщины выигрывают у них в старательности, стремлении быстрее научиться – в итоге часто лучше осваивают программу. Кроме того, по нашим наблюдениям, мужчины больше волнуются. А некоторые так переживают, что не могут сдать экзамен по несколько раз.

Что касается возраста, то инструктору, конечно, проще работать с молодыми курсантами. У них гораздо лучше реакция, они быстрее усваивают информацию. К людям же старшего поколения требуется особый подход, больше внимания и терпения.

Хотя бывают и исключения. В моей практике была курсантка в возрасте за 70 лет. На первом же занятии она заявила, что ей обязательно нужно получить права с первого раза, так как она собирается поехать к подругам в Москву, а передвижение на поезде слишком накладное. И что вы думаете, она сдала экзамен с первой попытки!

Так что, даже если у вас что-то не получается, не стоит ставить крест и бросать начатое. Научиться водить машину может любой человек – вопрос только во времени.

Виктория ЯКИМОВА

Фото автора и Степана ТЮШКЕВИЧА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *