– Мария, расскажите, кто такой таргетолог и как вы попали в эту сферу?
– Таргетолог – это специалист, который на основании изучения целевой аудитории и настройки рекламы в социальных сетях приносит организации прибыль. Например, я работаю преимущественно в таких социальных сетях, как Facebook и Instagram. Это наиболее технически продвинутые платформы с удобными инструментами и системой аналитики. Таким же образом можно работать и в «Одноклассниках», «ВКонтакте», LinkedIn и других социальных сетях, просто, на мой взгляд, они менее востребованы.
Мой путь в таргетинг начался около шести лет назад. Хотя в то время я даже не подозревала о таком варианте работы в интернете. Работала педагогом дополнительного образования с детьми дошкольного и школьного возраста, нередко искала дополнительные источники заработка, которые можно было бы успешно совмещать с основной работой. Тогда я не знала, что такое инфобизнес, не разбиралась в его механизмах, но все-таки решила попробовать: заняла у друзей деньги и купила готовый интернет-бизнес – сайт и базу данных разных инфобизнесменов. Они взаимно пиарились и тем самым наращивали свои подписные базы. Так я стала владелицей так называемой «биржи ссылок» для взаимопродвижения.
Чтобы развиваться в этой сфере, мне пришлось изучить HTML, основы создания сайтов, а также принципы маркетинга и таргетированной рекламы. За эти годы я, конечно, прошла большой путь, где большинство знаний приобретала путем проб и ошибок, потратила около 2 тысяч долларов на обучение в этой сфере. И сейчас могу совершенно спокойно утверждать, что я – эксперт таргетированной рекламы в «Фейсбук» и «Инстаграм».
Почему я выбрала именно эти соцсети? Они показались мне наиболее перспективными. Это не значит, что я не знаю, как настраивается и работает реклама в Yandex Direct, Google AdWords, «Одноклассниках» или во «ВКонтакте». Все знаю и умею, но предпочитаю концентрироваться на одно-двух площадках, чтобы получить выше результат. В нашей сфере постоянно идут обновления, появляются новые инструменты, меняются алгоритмы, и надо быть в курсе последних трендов. А если распыляться на много площадок, то не успеешь следить за всем и не станешь «глубоким» специалистом.–
Подскажите, как сегодня можно обучиться профессии таргетолога с нуля?
– Заманчивость большинства современных digital-профессий в том, что для их освоения не надо тратить годы учебы. В среднем, чтобы освоить азы профессии, понадобится около 30-40 дней активной учебы. Можно учиться самостоятельно, получая информацию из открытых источников, например с YouTube, или из блогов практикующих специалистов. Но следует понимать, что информация не будет структурированной.
Для более эффективного освоения профессии нужна система и комплексный подход. Я рекомендую покупать курсы на различных тематических площадках. Один курс стоит около 30-50$ и включает в себя не только изложение материала, но и домашние задания под наблюдением куратора, а часто после обучения – еще и выдачу сертификата. Но следует иметь в виду, что для обучения необходимо хотя бы на начальном уровне владеть английским языком, и, как правило, одного курса недостаточно.
– Почему сейчас так востребована реклама в социальных сетях?
– Люди много времени проводят в соцсетях и именно там они могут увидеть какое-то предложение от компании, записаться на курс, поучаствовать в конкурсе или так называемом «гиве» (розыгрыше призов за подписку на аккаунт бренда), оставить заявку на тот или иной продукт. Социальные сети уже давно перестали быть просто площадкой для общения. Для многих людей теперь это еще и инструмент, помогающий вести и расширять бизнес. И в этом им на помощь приходят таргетологи.
– Всем ли компаниям нужна таргетированная реклама? Или есть сферы, где она будет неуместна?
– Как таргетологу, мне хотелось бы ответить, что нужна всем, но это не так. Есть такие бизнесы, где нужно оперативное решение проблемы, например, срочный ремонт кондиционеров. Здесь лучше подойдет контекстная реклама. Таргетированная уместна там, где цикл сделки намного больше.
Раньше во «ВКонтакте» на ремонт разбитого экрана мобильного телефона срабатывала именно таргетированная реклама. Все потому, что здесь играет роль понимание психологии принятия решения: какое-то время клиент готов ходить с таким экраном, терпит, однако параллельно присматривает сервис, где быстрее и дешевле отремонтируют. Таргетированная реклама как раз хорошо подходит для тех ниш, где клиент задумал покупку, но не моментальную, а через какое-то время.
– Многие владельцы небольших бизнесов предпочитают самостоятельно настраивать рекламу…
– Да, и у меня есть много примеров, где учредители сами настраивают таргетированную рекламу: они заходят в Инстаграм, нажимают кнопку «продвигать» – и у них все замечательно получается. Все зависит от целей и конкретных запросов. Но если нужна не разовая рекламная кампания, а стабильный результат в течение длительного времени, то без специалиста будет трудно. Заказчик, конечно, может научиться профессионально управлять рекламой, но потратит на это много времени, сил и сольет приличный бюджет, прежде чем у него начнет все получаться. Таргетолог закрывает эти моменты и быстрее выводит на результат.
– Каких еще препятствий можно ожидать, настраивая рекламу самостоятельно?
– Как правило, клиенты, которые сами пытаются настроить таргетированную рекламу, все равно потом обращаются к специалисту: в какой-то момент им уже не хватает компетенций, падают результаты, не находятся ответы, почему рекламная кампания не работает. Малые бизнесы любят самостоятельно все делать – и это неплохо. Но можно попасть под фильтры Фейсбука. Например, у бизнеса по продаже нижнего белья велик риск заблокировать рекламный кабинет, потому что не все части тела можно демонстрировать в рекламе. Таргетолог это отслеживает, т.к. и сами рекламные кабинеты, и требования постоянно меняются.
– Как и где работает таргетолог?
– В кабинете. Только не в офисном, а в рекламном. Внутри каждой социальной сети есть сервис «рабочий/рекламный кабинет», в котором создается, анализируется, оптимизируется реклама. Если говорить о физическом рабочем месте, то ваша фантазия может представить любую картину: от шезлонга у моря до уютного кафе с дубовым столом. Приблизительно 80% таргетологов работают без привязки к офису. Хотя, конечно, есть специалисты, которые любят офисные кабинеты, общение с коллегами и перспективу карьерного роста до менеджера или директора по маркетингу. Каждый выбирает свое.
– Сколько зарабатывает таргетолог?
– У таргетолога на фриланс заработок непосредственно зависит от приложенных усилий. Например, можно вести одного клиента и зарабатывать от 150 долларов в месяц. Ведение проекта занимает примерно 4-6 часов в неделю.
Как показывает практика, таргетологи ведут обычно около пяти проектов в месяц. Это 30-часовая рабочая неделя. С увеличением опыта (от полугода) и созданием портфолио сумма на проект растет до 250-300 долларов. В среднем, таргетолог с хорошим опытом работы получает около 1500-2000 долларов в месяц, притом, что рабочая неделя у него короче стандартной в офисе.
– Начинающим специалистам, не имея портфолио, кейсов и опыта, непросто найти заказчиков. Как это сделать?
– Без кейса найти клиента можно, а вот без опыта работы – затруднительно. Прежде, чем пытаться работать с кем-то, нужно обязательно иметь железную базу, «насмотренность» и «натыканность» в рекламном кабинете. Самых эффективных вариантов для раскрутки целых два: вы можете пойти в хорошую онлайн-школу и заплатить деньги за обучение. Чаще всего, самых перспективных ребят онлайн-школа забирает под свое крыло либо просто подкидывает им реальных клиентов уже на этапе обучения. Стать тем самым «перспективным» учеником можно, если выполнять в срок все домашние заданиям и проявлять активность и заинтересованность в обучении. Удается это не каждому.
А можно найти себе наставника. Это дорого, но быстро и эффективно. Такое обучение станет трамплином для быстрого взлета на рынок, ведь здесь прорабатываются все моменты. Надо только учитывать свою скорость обучения. Во втором варианте усваивать информацию придется гораздо быстрее. Я в свое время комбинировала оба варианта, забирая все самое «вкусное.
Также на начальном этапе рекомендую взять 2-3 клиентов и вести их рекламные кампании бесплатно. Да, вы ничего не заработаете, зато сможете досконально изучить «кухню» таргетинга и создать себе портфолио.
– Продолжаете ли вы обучаться в настоящее время?
– Постоянно! И я к этому отношусь положительно. Это мне необходимо, как воздух! Так получается, что развитие и обучение у меня идет в процессе работы. Постоянно отслеживаю новинки, которые приносит Фейсбук и Инстаграм, общаюсь в чатах с другими таргетологами. Мы делимся опытом и узнаем друг от друга что-то новое. Дважды в неделю связываюсь с маркетологами Фейсбука – они мне звонят по телефону, и мы разбираем рекламные компании, с которыми я работаю.
– Есть ли подводные камни у этой профессии?
– В каждой профессии есть обратная сторона медали, у профессии «таргетолог» тоже.
- Фриланс. Профессия таргетолога – это не тот вариант, когда вы получаете стабильную заработную плату, а в выходные и праздничные дни отдыхаете. Здесь можно работать намного меньше и иметь больше доход. Но бывает и так, что вы закончили проект, новых клиентов нет, и приходится пару недель искать новых заказчиков.
- Личная ответственность. Здесь не выйдет сказать, что «это Петя удалил таблицу, а я здесь ни при чем». Вы ведете проект «под ключ» и полностью отвечаете за результат. Я, к примеру, обожаю эту профессию именно за это. Мне нравится, что я создаю результат и мне платят за него, а не за что-то абстрактное.
- Вы вряд ли станете миллионером. Суммы, которые получает таргетолог, я уже озвучила. И хотя таргетолог работает на себя, это все же не бизнес.
- Конкуренция. Хотя это профессия довольно новая, конкуренция уже высока, особенно на биржах фрилансеров. Из-за конкуренции на биржах часто встречается демпинг, что негативно сказывается на доходах.
- Постоянное развитие. Ничто не стоит на месте, а социальные сети сейчас – особенно. Важно постоянно развиваться и оттачивать навыки, чтобы идти в ногу со временем.
– Как вы оцениваете перспективность профессии таргетолога?
– Социальные сети развиваются, разработчики рекламных кабинетов стараются оптимизировать все процессы, сделать их гораздо проще и понятнее для обычных пользователей. Поэтому есть мнение, что в будущем успешному таргетологу придется глубже развивать, например, навыки копирайтинга и сторителлинга, учиться работать с разными программами по дизайну и анимации для создания креативов.
Таргетолог в первую очередь работает с аналитическими данными. Но прежде, чем приступить к самой аналитике, он должен понимать, с кем придется работать, кому будет интересен рекламируемый продукт. Большим плюсом станет экспертность таргетолога в области продвижения, а также умение быстро изучать продукт и понимать целевую аудиторию.
Сейчас профессия пользуется спросом, скорее всего, она будет востребована и в будущем, ведь реклама в соцсетях не исчезнет. Несмотря на то, что рекламные кабинеты соцсетей упрощают, эффективно настроить рекламу без должного опыта довольно сложно.
– Спасибо за ответы, Мария. Успехов вам!
Беседовала Ирина ВОЕВОДСКАЯ
Фото из архива героя и pixabay