ПОИСК ПО КАТАЛОГУ

Стресс-интервью при трудоустройстве: как успешно пройти проверку на прочность

Один из способов собеседования при трудоустройстве – стресс-интервью. Его цель – проверить, насколько способен соискатель своевременно адаптироваться в трудных ситуациях, проявлять гибкость в поведении, а также применять коммуникативные навыки. О приемах стресс-собеседования мы пообщались с экспертом, с теми, кто сам участвовал в таких испытаниях, , а также взяли комментарий у психолога.

Приемы стресс-собеседования

Ольга ПЕТЕЛИЧ, ресечер и HR-специалист:

– Стресс-тест чаще всего проводят с кандидатами на вакансии, связанные с нервной, неспокойной работой. Как правило, попадают в такую «группу риска» руководители и их помощники, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, рекламные и страховые агенты, журналисты, офис-менеджеры, продавцы. Во время беседы с ними специалисты иногда используют следующие приемы.

  •  «Хороший и злой полицейский»

Собеседование проводят два рекрутера. Один задает язвительные вопросы и перебивает на середине фраз. Второй, наоборот, может сочувственно кивать головой или дружелюбно поддерживать беседу. Цель такого приема заключается в том, чтобы выбить вас из колеи, проверить, склонны ли вы к перепадам настроения.

Совет: постарайтесь не дать сбить себя с толку, сосредоточьтесь на содержании вопроса, а не на форме, в которой он задается.

  • Длинные анкеты и опросники

Кандидату предлагают заполнить анкету, состоящую из более 100 вопросов.  Так обычно проверяют усидчивость, настойчивость соискателя и его отношение к рутинной работе.

  • Внезапный переход на «ты» в ходе разговора

Такое внезапно-фамильярное поведение рекрутеров помогаем им увидеть реакцию соискателя на нестандартное поведение собеседника.

Совет: основные средства борьбы с подобными ситуациями, как и с неудобными вопросами, – юмор и невозмутимость.

  • Провокационные вопросы личного характера

К таким вопросам относятся, например:

  • «Зачем вы вообще сюда пришли?»
  • «Вы действительно считаете, что вашего опыта будет достаточно для работы в нашей компании?»
  • «Замуж выходили по расчету?»
  • «Говорите, что активны, а когда успели набрать лишние килограммы?»

Совет. Задавая подобные вопросы, рекрутер вовсе не хочет знать детали вашей личной жизни – он считывает вашу реакцию на них. Вы можете вежливо отказаться отвечать, ссылаясь на то, что вопросы не имеют никакого отношения к профессиональной сфере, а можете подключить чувство юмора. Главное, держите себя в руках, сохраняйте достоинство, отвечая даже на самые нелепые вопросы.

  • Грубые замечания

Рекрутер может постоянно перебивать вас, критиковать выражениями типа: «И что, это повод для гордости?», «Какая ерунда!», «Что-то слабовато»!

Совет. Ведите себя максимально спокойно, можете попросить интервьюера аргументировать его точку зрения, но ни в коем случае не проявляйте ответную агрессию или раздражение.

Иногда рекрутеры, проводя стрессовое собеседование, опускаются до банального хамства. Порой дело доходит даже до оскорблений. Тоже стресс, конечно, но к собеседованию отношения имеет мало. И соискателю важно почувствовать эту тонкую грань. Не нужно терпеть, если вам нахамили, подобное поведение рекрутера говорит о его непрофессионализме.

  • Неудобные условия

Вам могут предложить присесть на сломанный стул, направить на вас яркий свет, специально создавать шум. Для рекрутера важно, как кандидат отреагирует на это, насколько быстро и в какой форме выскажет недовольство.

  • Опоздание на интервью

Один из самых распространенных приемов. Рекрутер специально опаздывает на собеседование, тем самым проверяя выдержку кандидата и способность держать себя в руках.

Видео в тему:

Собеседование для соискателя – уже стресс

стресс-собеседованиеВиктория ДВОРНИКОВА, директор сети кофеен:

– Работа баристы предполагает не только умение варить вкусный кофе, но и обладать повышенной стрессоустойчивостью при общении с клиентами. Однако к формату стресс-интервью я отношусь весьма скептически и на практике не применяю.

Во-первых, в этом нет необходимости. Уверена, что для большинства профессий стресс не является основополагающей частью работы, а продиктован скорее стилем управления. К сожалению, существуют компании, где пребывание в постоянном напряжении – это обычная атмосфера, благодаря которой руководители пытаются держать «в тонусе» сотрудников. Но следует понимать, что такие позиции не всегда занимают лучшие специалисты.

Во-вторых, стресс-собеседование не является точным инструментом определения личностных характеристик и стрессоустойчивости соискателя. Стресс действительно вызывает эмоции, но интерпретировать их можно по-разному.

При общении с кандидатом я обычно прибегаю к кейс-методикам, стараюсь задавать вопросы о стрессовых ситуациях из предыдущего опыта. Для меня как работодателя важно знать, как мой потенциальный сотрудник находил выход из тех или иных проблем. Я отлично понимаю, что собеседование для соискателя – это уже стресс, поэтому стараюсь расположить к откровенному диалогу, задавая правильно сформулированные вопросы.

Также я негативно отношусь к вопросам, которые представляют те или иные неудобства человеку. В международных компаниях запрещено спрашивать о религии, семейном положении, каких-то личных планах. Считаю, что этот опыт следует перенять и белорусскому бизнесу.

И напоследок отмечу, что собеседование ни в коем случае не должно быть хамским или агрессивным со стороны работодателя (что нередко игнорируется на стресс-интервью), так как это негативно влияет на имидж компании и дальнейшие отношения с соискателем.

Предложили перемножить в уме два трехзначных числа

Екатерина КРУЧНИКОВА, проходила собеседование на должность агента по недвижимости:

– Мое первое собеседование оказалось как раз-таки стрессовым. После окончания университета я откликнулась на вакансию агента по недвижимости. В описании вакансии меня зацепило то, что опыт работы не требовался, достаточно было иметь высшее образование, целеустремленность и стрессоустойчивость. Я посчитала перечисленные качества шаблонной формулировкой, и после того, как работодатель пригласил меня на собеседование, спокойно отправилась на встречу.

В небольшом кабинете сидели две сотрудницы – HR-специалист и руководитель отдела). Одна из них достаточно спокойно и дружелюбно задавала вопросы, интересовалась моими университетскими успехами, вторая же, напротив, выглядела достаточно раздраженной и все время спрашивала: «А почему вы думаете, что сможете работать в сфере недвижимости? Вы действительно считаете, что у вас получится находить общий язык с клиентами?..» Мне было неприятно общаться на такой «ноте», но я оправдала эту манеру общения тем, что руководитель отдела хочет работать с компетентными и уверенными в себе сотрудниками.

Дальше мене предложили заполнить психологический тест, состоящий из более 80 вопросов. На заполнение анкеты у меня ушло больше часа. Я устала и надеялась, что это и есть заключительный этап. Но после того, как я заполнила бланк с тестом, эйч-ар сказала, что со мной хочет пообщаться директор компании Валерий Николаевич, и проводила меня к нему в кабинет.

Поздоровавшись со мной, Валерий Николаевич уткнулся в документы, до этого лежавшие на столе, и, не глядя на меня, спросил: «А почему вы решили учиться на учетно-экономическом факультете?» После того, как я ответила, что мне нравится работать с цифрами и данными, он тут же попросил перемножить в уме два трехзначных числа. После моей неудачной попытки сказал: «Что ж вы так, а говорите, что любите цифры». Далее последовали более рядовые вопросы: умею ли я работать с базой данных, с таблицами, составлять отчеты. Спустя два дня HR-специалист перезвонила и сказала, что работодатель предлагает мне сотрудничество.

Подставной клиенткой оказалась… сама директор

Карина БОНДАРЧИК, проходила собеседование на должность менеджера по работе с клиентами:

– Со стресс-собеседованием я столкнулась на втором этапе трудоустройства менеджером по работе с клиентами в школу иностранных языков. Но начну по порядку.

Мне позвонил руководитель отдела по работе с клиентами, уточнил некоторые данные по резюме и пригласил в офис на интервью. Собеседование проходило в максимально комфортных условиях. Надежда (так звали руководителя отдела) задавала вполне уместные вопросы: про предыдущее место работы, выполняемые обязанности, профессиональные ожидания. Затем она рассказала про специфику работы в этой школе, про ряд моих задач. Подчеркнула, что работа связана с многозадачностью и важно обладать хорошей памятью, чтобы ориентироваться в учебных курсах и программах. Затем она спросила, ознакомилась ли я с сайтом компании и предлагаемыми языковыми курсами. Перед собеседованием я посматривала сайт, но детально не изучала. Решила немного слукавить и ответила уверенно: «Да». Надежда сказала, что это правильно, так как менеджеру по работе с клиентами необходимо хорошо ориентироваться в предлагаемых школой услугах.

В конце недели мне предстояла встреча с директором языковой школы, чтобы обсудить график работы, уровень заработной платы и другие моменты. В назначенный день я приехала в уже знакомый офис, меня встретила Надежда и провела в отдел по работе с клиентами, который представлял собой open space и где находилось пять менеджеров. Надежда предложила присесть за свободный стол и подождать, пока меня позовет директор. Во время ожидания я наблюдала за работой менеджеров, за тем, как они общаются между собой. Вдруг ко мне подходит одна из девушек-менеджеров и в трубку телефона говорит: «А сейчас вас проконсультирует наш менеджер Карина» – и протягивает телефон мне. Сказать, что я растерялась – значит, ничего не сказать. Тем не менее, за считанные секунды собралась и начала общаться с клиентом. Звонящего интересовали предлагаемые программы по английскому языку, а также наличие разговорных тренингов.

После телефонного разговора меня позвали к директору, где та задала пару уточняющих вопросов по резюме, спросила о реальном опыте работы с людьми, а также добавила, что я, хоть и неуверенно, но все-таки справилась с испытательным заданием. И тут до меня дошло: «звонок от клиента» был проверкой на прочность. Меня приняли на работу, а позже я узнала, что сама директор и была подставной клиенткой.

Спросили, нет ли пролежней

Максим ПУТЕЙКО, проходил собеседование на должность контент-менеджера в строительную компанию:

– Вакансия «контент-менеджер» заинтересовала меня удобным графиком – возможностью работать удаленно с посещением офиса один раз в месяц. Я откликнулся, через день мне позвонил специалист по кадрам и пригласил на интервью.

Перед собеседованием я загуглил компанию и обнаружил много негативных отзывов о ней. Причем отзывы были как от бывших сотрудников, так и от тех, кто просто приходил на собеседование. Я, конечно, был немного обескуражен, но решил, что в данной компании мне все равно придется работать удаленно, поэтому решил сходить на собеседование.

На входе в офис меня приветливо встретила сотрудница отдела кадров и проводила в кабинет. Спустя несколько минут в кабинет вошло 3 человека, они сели напротив меня и стали задать вопросы. Мне было сложно концентрироваться на каждом из них, я не до конца понимал, почему для кандидата на такую небольшую должность устраивают такое серьезное собеседование.

Поначалу все разворачивалось вполне логично, но потом начались вопросы, которые ставили меня в тупик. Например, у меня спросили «Не болит ли у вас спина, нет ли пролежней»?  Я ответил, что нет, и задал встречный вопрос: «А почему вы спрашиваете?». На что мне ответили, что работа предполагает удаленный формат и я наверняка буду большую часть времени выполнять ее, лежа на диване. Далее спросили, готов ли я иногда приезжать на объекты, чтобы помогать рабочим укладывать кирпичи, так как организация все-таки строительная, лишние руки не помешают. Честно говоря, мне было сложно понять, шутят они или говорят серьезно, но я решил этот диалог воспринимать через призму юмора.

После такой беседы я еще некоторое время находился под странным впечатлением. А через неделю мне перезвонили из компании и предложили сотрудничество.

Комментарий специалиста

Анна СКРИННИК, психолог:

– Сложно говорить о полной целесообразности использовать стрессовый стиль собеседования, однако большинство HR-специалистов заявляют о положительных результатах. Однако добиться желаемого результата возможно только в тех случаях, когда во время собеседования работодатель не «перегибает палку», соблюдает этические нормы.

Лично для меня вопрос возможности стрессового стиля собеседования остается открытым и спорным. Я согласна с мнением специалистов кадрового менеджмента, утверждающих, что часто отрицательное воздействие стрессового интервью перекрывает позитивные стороны. В частности, бывает так: специалист прошел собеседование по телефону, его резюме, опыт работы, образование соответствуют заявленным требованиям, но после стресс-собеседования отказывается от вакансии, воспринимая провокационное поведение рекрутеров и менеджеров по подбору персонала как личное оскорбление. Так компания лишается ценного специалиста.

Как вести себя соискателю на стресс-интервью

  • Правильно настроиться. Важно понимать, что собеседование – не поединок и даже не экзамен, а возможность познакомиться с работодателем и заявить о себе.
  • Принять правила игры. Кандидат должен понять, что это «тест» на эмоциональную зрелость, который нужно достойно пройти. Если возникает раздражение, то взять паузу. Если интервьюер перешел все допустимые этические границы, то смело говорить о ненормальности происходящего и отказываться от дальнейшего общения. В любом случае, важно оставаться собой.
  • Научиться распознавать стрессогенные вопросы. Это позволит контролировать свое состояние. Применять или не применять техники противодействия, соискатель решает самостоятельно. Это зависит от впечатления, которое он желает произвести, и стиля общения, который ему комфортен. Главное, не начать хамить в ответ на грубость, и поддерживать необходимую дистанцию.
  • Конструктивное поведение. Секрет успеха на стресс-интервью – спокойствие. Базовая техника для ответов: выслушивать собеседника, не перебивая (позитивный невербальный сигнал – легкий кивок, улыбка кончиками губ), пауза 3-5 секунд, ответ простым и понятным языком.  
  • Не обсуждать личную жизнь. Она не имеет отношения к работе. Если с точки зрения кандидата рекрутер перешел границы дозволенного, лучше закончить собеседование и уйти.
  • Тоже оценивать работодателя. Не только компания выбирает себе сотрудника, но и сотрудник выбирает компанию.

Положительным кандидатом, который прошел стресс-собеседование, может считаться человек, который нашел выход из всех ситуаций, смог управлять беседой, при этом не нарушил деловую этику, а также не растерялся и не утратил желание работать в данной компании.

Подготовила Ирина ВОЕВОДСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *