ПОИСК ПО КАТАЛОГУ

Уйти правильно, или Как уволиться с работы и сохранить добрые отношения

Большинство людей хотя бы раз в жизни по тем или иным причинам принимали решение сменить работу. Кого-то не устраивала зарплата или неблагоприятный климат в коллективе, кто-то находил более перспективную работу с лучшими условиями. И приходилось сообщать об увольнении руководителю. Или еще придется. Как при этом не спровоцировать агрессию и остаться в хороших отношениях? Этот вопрос мы обсудили с HR-специалистом Ольгой ПЕТЕЛИЧ.

Не сжигая мосты

Перед тем, как сообщить об уходе из организации необходимо все тщательно продумать, чтобы не сжигать за собой мосты. Постарайтесь по максимуму сохранить дружеские или хотя бы приятельские отношения с бывшим работодателем.

Зачем? Если уйти со скандалом и криками, можно нажить себе врагов. И если не потребуется рекомендательное письмо на следующее место работы, будущий руководитель может обратиться к прежнему, например, за устной характеристикой. А после бурного ухода о вас вряд ли останутся положительные воспоминания.

Ни в коем случае не увольняйтесь исподтишка, ошеломляя работодателя такой новостью. Тем более не делайте этого назло. Некоторые сотрудники все же так и поступают: увольняются в тот момент, когда нужны компании, оставляя за собой тонну недоделанной работы. Так поступать неразумно: неизвестно, как сложится ваша карьера на новой работе. Вдруг окажется нужна помощь бывшего начальства?

Помните: незаменимых людей не бывает. Пройдет время, и на ваше место примут хорошего работника. И чтобы вас упоминали только в положительном контексте, отзывались как о ценном работнике, важно уйти правильно.

Почему возникает страх

Некоторые сотрудники боятся сообщать о своем решении уйти. Причины таких опасений бывают разные:

  • Страх подвести команду и руководителя, если опыт и профессионализм сотрудника заметно отражается на работе.
  • Страх перед начальником как таковым. Возможно, директор – человек импульсивный и не стесняется в выражениях или, наоборот, сотрудник боится расстроить начальника и ценит его расположение.
  • Страх отторжения коллективом. Коллеги могут еще до формального увольнения перестать общаться с сотрудником на профессиональные или другие темы.
  • Боязнь конфликтов, которые, возможно, возникнут после того, как озвучите решение об уходе.

Необходимо помнить, что страх – плохой советчик. И если подойти к ситуации с холодной головой, разговор о предстоящем увольнении пройдет лучше и легче, чем планировалось.

Как говорить об увольнении

В каждой компании есть свои условия, прописанные в договоре или контракте. Изучите их, отметьте главные моменты. Так, в одних организациях об уходе необходимо сообщать об уходе за месяц, а где-то достаточно уведомить за 2 недели. Если в ближайшее время намечается серьезный и долгосрочный проект, а вы уже знаете о своем уходе, предупредите руководителя заранее, чтобы не подвести компанию. Или доведите дело до конца и только потом покидайте стены организации.

Какими бы ни были ваши отношения, прежде всего сообщите об увольнении начальнику. Если первыми до него дойдут слухи, это выставит вас в невыгодном свете.

Сообщать подобного рода новости необходимо в разговоре с глазу на глаз, а не в сообщении или по e-mail. Как минимум, руководитель захочет узнать причину вашего решения и обсудить другие немаловажные моменты. Даже если кажется, что будет неприятно говорить лично, нужно пересилить себя.

К разговору подготовьтесь заранее, сформулировав для себя основные тезисы. Важно быть честным, но не стоит перегибать палку. Например, если компания кажется бесперспективной, а руководитель потерял авторитет в ваших глазах, то об этом лучше умолчать. 

Перед входом в кабинет руководителя напомните себе еще раз, почему приняли решение уйти. Каждый человек имеет право сменить рабочее место и род профессиональной деятельности.

Примерный шаблон фраз, которые можно использовать, чтобы начать разговор:

  • Добрый день (имя начальника) можем ли мы поговорить?
  • Недавно я получил предложение с просьбой перейти на новую работу и хочу его принять.
  • Я благодарен за сотрудничество и ценный опыт, в вашей компании было приятно работать. Однако я больше не развиваюсь в текущей должности, поэтому хочу пойти на новое место. Там у меня будет больше простора для карьерного роста.
  • К сожалению, в связи со сложившейся ситуацией я больше не могу работать в компании. Причина в переезде/семейных обстоятельствах /состоянии здоровья.

Конечно, это только пример, и не обязательно использовать эти фразы. Но они помогут начать разговор с шефом. Возможно, он не сможет воспринять эту информацию спокойно, поэтому следует ожидать какую-либо реакцию. Но ни в коем случае не стоит терять самообладания и поддаваться эмоциям, что бы ни происходило.

Важно! Разговор нужно начинать прямо. Не стоит долго подводить к теме: начальник должен сразу понять, о чем идет речь.

Распространенные ошибки

  1. Самая распространенная ошибка – сказать руководителю о своем решении уйти в последний момент. Как минимум, это будет непрофессионально с вашей стороны, как максимум – можете подставить своего босса. Сообщить о своем уходе лучше как минимум за две недели до дня X. Будьте готовы отработать еще полмесяца, чтобы упорядочить, передать дела новому человеку, не оставляйте после себя хаос из бумаг и незавершенных дел.

Конечно, могут возникнуть обстоятельства, когда заранее предупредить работодателя об увольнении не выйдет. Например, неудовлетворенность работой или ее условиями назревает не сразу, а накапливается постепенно. И работники не рискуют уходить «в никуда». Они сначала ищут новое место работы, и только когда находят что-то поинтереснее, тогда принимают решение уходить. Приходится сообщать об этом в последний момент.

С одной стороны, такое поведение понять можно. И потому некоторые работодатели позволяют сотруднику покинуть компанию меньше, чем через установленный по Трудовому кодексу срок.

Но в любом случае, если вы сообщаете об уходе в последний момент, постарайтесь сохранить нормальные отношения с работодателем. Смягчите этот момент, предложив работодателю удаленное содействие на первые несколько недель после увольнения.

  1. Вторая ошибка, которую часто допускают работники, – они начинают ругать компанию, негативно отзываться о других сотрудниках или даже хамить начальнику. Не позволяйте себе подобного поведения.

Если вы хотите указать на реальные проблемы в организации, то лучше будет лицом к лицу с начальником спокойно обсудить все моменты, которые вас не устраивали или не удовлетворяли. Но делать это нужно в мягкой и корректной форме.

  1. Еще одна распространенная ошибка – неумение обсуждать денежный вопрос. Руководству нельзя говорить фразы типа: «Вы слишком мало платите; в нашей организации зарплаты на порядок ниже, чем у конкурентов» и т.п. Работодатель не расценит подобные заявления так, как вам хотелось бы. Если хотите упомянуть деньги, подберите мягкие и нейтральные слова.

Еще несколько полезных подсказок

  • Разговор с руководителем должен быть человечным, без ехидства и колючих фраз. Приятная или просто спокойная коммуникация разрядит обстановку.
  • После беседы нужно поблагодарить начальника, высказать свое положительное мнение о компании и о коллективе. В целом, попробуйте выделить хорошие качества как компании, так и ее работников. Если у вас только негативные чувства о старом месте работы, достаточно будет поблагодарить за сотрудничество.
  • Устройте небольшой прощальный фуршет или небольшое чаепитие с коллегами. Такой подход оставит положительный след о вас, сблизит и, возможно, даже в дальнейшем сохранит с кем-то дружеские отношения.
  • Уходя, обязательно наведите порядок на своем рабочем месте.

Истории увольнения

Александра АЗАРКЕВИЧ:

– Со сложностью сообщить директору о своем решении уволиться, я столкнулась, когда увольнялась с первого места работы. Чувствовала своего рода вину: это все-таки был мой карьерный старт, именно эта организация сделала из меня крутого специалиста, обладающего необходимыми навыками и компетенциями. Если честно, я даже чувствовала себя отчасти предательницей.

Но рано или поздно наступает время, когда необходимо что-то менять в карьере, расти в профессии. Собравшись с духом, я все-таки постучала в кабинет директора с просьбой «обсудить некоторые вопросы». К разговору особо не готовилась (о чем сожалею), поэтому моя речь была достаточно сбивчивой и несуразной. Но основную мысль донести удалось.

Директор, конечно, удивился, но реакция оказалось вполне положительной. Меня спросили о причине увольнения, предложили попробовать себя на другой позиции: я работала менеджером по работе с физическими лицами, а предложили стать аккаунт-менеджером для юридических лиц.

От предложения я отказалась, так как уже была приглашена на собеседование в другую компанию, а директору честно призналась, что хочу попробовать себя в другой профессиональной сфере. Весь процесс увольнения занял чуть больше недели, чему я была безумно рада. От себя могу посоветовать: решаясь сообщить руководителю об увольнении, продумайте разговор пошагово и обязательно будьте искренними. Кстати, отношения с коллегами поддерживаю и сегодня, а с бывшим директором даже в Инстаграме обмениваемся лайками».

Анна УШАЦКАЯ:

– У меня была очень большая загрузка на работе, приходилось задерживаться порой и до полуночи, когда вели сложные проекты.  И нам еще “привалило” несколько долгосрочных проектов.

Руководительница надумала собрать отделы и распределить нагрузку – кому сколько проектов вести. Со мной до этого разговаривала лично, планировала к концу года отдать мне целое направление, т.е. фактически сделать меня руководителем отдела. Такое назначение предполагало еще больший объем работы и повышенную ответственность. И именно в такой момент я узнаю, что беременна и через полгода уйду в декретный отпуск.

Было волнительно и немного неловко сообщать об этом руководителю, я чувствовала, что подвожу команду и в какой-то степени не соответствую ожиданиям. Тем не менее, мысль о том, что я скоро стану мамой, сделала меня смелее. Я решила не дожидаться общего собрания и как-то раз задержалась с начальницей после работы.

Моя речь выглядела примерно так: «Людмила Александровна, я помню, что у вас на меня на конец года были планы, но я к этому времени стану мамой». Начальница очень обрадовалась и сказала, что будет думать, как меня разгрузить. Поэтому советую не бояться и не откладывать разговор с руководителем. Зачастую ваш работодатель идет вам навстречу.

Инна СОТНИКОВА:

– Я работала учителем английского языка в средней школе, но однажды мне предложили стать преподавателем в одной из школ английского языка. Не буду скрывать: предложение оказалось интересным и экономически выгодным. Дело было за малым – сообщить руководству школы об уходе. И это оказалось крайне сложно.

Причин было несколько. Во-первых, боялась, что меня просто так не отпустят (шла третья четверть, разгар учебного года), придется отрабатывать как минимум месяц, а то и больше, пока не найдут замену. Во-вторых, мне было неловко перед детьми: за полтора года у нас сложились отличные отношения. Я боялась, что дети болезненно воспримут мой уход. К тому же было жаль покидать рабочий коллектив.

Руководство в штыки восприняло мое решение уволиться. Директор и завуч даже не разговаривали со мной неделю. Но, к счастью, в начале марта в школу пришли студенты-практиканты и вопрос с заменой решился сам собой. Многие из коллег с пониманием отнеслись к моему решению.

 Сложнее всего было сообщить об уходе ребятам. Но, к удивлению, они тоже с пониманием восприняли ситуацию. Возможно, на это повлияло то, что класс был выпускным и расставание все равно было неизбежным. С учениками мы до сих пор поддерживаем общение в вайбер-группе.

Если вы хотите уволиться, но по каким-то причинам боитесь реакции руководства или коллег, помните, что отталкиваться необходимо в первую очередь от своих интересов.

Советует психолог

Так как сказать об увольнении руководителю правильно? Подводит итог и дополняет список полезных советов психолог Анна СКРИННИК:

  1. Сохраняйте добрые отношения.

Процесс увольнения характеризует сотрудника не меньше, чем его профессиональная деятельность в организации. Деловые отношения – это отношения без эмоционального контекста, поэтому важно рассматривать увольнение не как предательство организации/руководителя/коллег, а как возможность изменять условия собственной трудовой деятельности. Чувству вины в деловых отношениях нет места. Однако сохранить хорошие отношения с экс-работодателем и коллегами в самом деле важно для дальнейшей профессиональной деятельности сотрудника, и даже может влиять на его карьеру.

  1. Руководитель должен первым узнать о вашем увольнении.

Информация, полученная от коллег или из случайного диалога, может исказить истинные причины увольнения и сделать процесс увольнения эмоциональным. Современные способы коммуникации позволяют сказать об увольнении без личного контакта, например, по электронной почте. Однако, лучше сообщить о своем решении при непосредственном контакте.

  1. Сообщать о решении уволиться следует твердо.

 Приготовьте веские аргументы, не вступайте в дискуссию. Работодатель находится в сильной по отношению к сотруднику позиции, будьте готовы к резкой реакции, возражениям и соблазнам. Говоря о причинах своего увольнения, подумайте над формулировками, сделайте акцент на том, что новое предложение выгоднее – по зарплате, по локации, условиям деятельности.

  1. Поблагодарите своего руководителя.

Например, за сотрудничество и совместное время. Сообщите ему, что вы хотите профессионально двигаться дальше. Попросите работодателя дать вам рекомендацию. Признаками личной незрелости и проблем сотрудника являются жалобы на коллег или самого руководителя, желание доказать свою значимость.

  1. Говорите об увольнении следует не в последний момент.

Помните, что скорее всего придется отработать положенное трудовым законодательством или оговоренное контрактом время, оформить все документы, передать дела.

  1. Оставьте хорошее последнее впечатление.

Как и первое, повторить его будет невозможно. В идеале предложите себе на замену профессионала. Если на момент вашего ухода в организации останутся незавершенные проекты, в которых вы играете ключевую роль, предусмотрите возможность довести их до конца даже после увольнения.

  1. Поблагодарите коллег.

Правильно увольняться – значит, не портить отношения с коллегами и не настраивать их негативно в отношении руководителя/организации. Соблюдайте принятые в организации гласные и негласные правила, не ввязывайтесь в чужие конфликты. Поблагодарите коллег за сотрудничество, разошлите письма благодарности, подведите итог, поделитесь воспоминаниями о том, что хорошего сделали друг для друга.

Ирина ВОЕВОДСКАЯ

Фото из архивов героев и из открытых интернет-источников

Также советуем  почитать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *